Версия для слабовидящих

Игры для стимуляции речи с неговорящими детьми

Неговорящие дети – это дети, которые в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью и не владеют навыками связного высказывания. У них длительное время отсутствует речевое подражание и таким детям очень сложно овладеть новыми словами. Но в то же время нельзя говорить, что они вообще не общаются. Чаще всего они общаются звуками, жестами и обрывками лепетных слов.

Чтобы стимулировать развитие речи у детей можно использовать игры для развития речевого дыхания:

«Сдуй пёрышко» - предлагаем ребенку дуть на пёрышко, сдувая его с ладошки или со стола. Игра возможна в разных вариантах: сдувать по очереди или дуть вместе, кто сдует дальше или у кого подлетит выше.

«Задуваем свечку» - учите ребенка задувать свечку, сложив губы трубочкой.

«Вертушка» - раскручиваем вертушку с помощью выдоха, учим ребенка делать глубокий вдох, набирать воздух и плавно дуть, сложив губы трубочкой.

«Игры с мыльными пузырями» - устраивайте соревнования на самый огромный пузырь или у кого пузырей вылетит больше, учите ребенка контролировать силу выдоха и дуть медленно и плавно, чтобы пузырь не лопнул.

«Игры с коктейльной трубочкой» - дуйте с ребенком через трубочку на пёрышки, вату, кусочки бумажных салфеток, любые лёгкие предметы, приводя их в движение с помощью силы выдоха.

 

Очень полезно выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику:

       «Улыбка» — растягиваем сомкнутые губы в улыбке, зубы сомкнуты тоже.

       «Трубочка» — вытягивание губ вперёд, зубы сомкнуты (удерживаем под счёт до 5-10).

«Часики» - приоткрыть рот, высунуть острый язычок и водить им из одного угла рта в другой, как качается маятник.

«Лошадка» - щелкать кончиком языка у верхних зубов.

 

Игры на развитие речи:

«Боулинг» (кегли) – катайте с ребенком мяч, сбивая расставленные в ряд кегли. При попадании в цель кричите «Бух!» (или Бам! Или Бом!). Здесь главное, чтобы ребенок тоже произносил звуки. Кегли можно заменить пустыми пластиковыми бутылками, они легкие и их просто сбивать. Бутылки при желании можно разрисовать маркерами или наклеить мордочки разных животных, чтобы ребенку было интереснее играть.

«Накорми куклу» - посадите куклу и покажите ребенку, как ее можно кормить. Подносите ложку с воображаемой едой к рту куклы и при этом говорите – «Кушай, (имя куклы), кашку! Кашка вкусная! Ам-ням-ням!» Дайте ложку ребенку и попросите его тоже накормить куклу. Озвучивайте действия ребенка, просите, чтобы слова «Ам-ням-ням» ребенок говорил вместе с вами.

«Уложи куклу спать». Возьмите куклу на руки и укачивайте ее, как младенца, напевая «А-а-а» или «Бай-бай». Теперь очередь ребенка укачать куклу таким же способом. Помогите малышу, если у него сразу не получается.

«Забиваем гвозди» - со словами «Тук-тук-тук» стучите кулачками друг об друга. Объясняйте ребенку ваши действия, что таким образом вы забиваете гвозди. Можно стучать пустыми пластиковыми бутылками друг об друга, не забывая при этом повторять «Тук-тук-тук».

«Голоса животных» - рассматривая картинки в книжках про животных, учите ребенка их звукам. Не пытайтесь сразу изучить всех, начните с 2-3, постепенно добавляя остальных.

«Музыкальные инструменты» - учите ребенка различать звуки разных инструментов (колокольчики – динь-динь; барабаны – бом-бом; бубны – дзынь-дзынь; дудочка – ду-ду-ду)

«Транспорт» - разные машины тоже шумят и гудят по разному (самолет – у-у-у; машина – бр-р-р или би-би; паровозик – чух-чух-чух; трактор – тр-р-р; мотоцикл – др-р-р)

Находясь на улице, прислушивайтесь с ребенком к звукам природы и окружающих явлений, замечайте как шумит ветер, как шелестят листья, как капает дождь, как чирикают птицы и стрекочут кузнечики в траве, пытайтесь повторить всё услышанное, побуждайте ребенка делать это вместе с вами.