Версия для слабовидящих

ЗАПУСК РЕЧИ МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

               ЗАПУСК РЕЧИ МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

А вы знали, что для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями? Специалисты в области нейропсихологии и дефектологии доказывают, что это так. Ими был предложен метод сенсорной интеграции, о котором и поговорим в этой статье.

В норме 7-8 месячный ребенок находит глазами нужный предмет, изучает, рассматривает его, взрослый называет его, развивая предметную соотнесенность. К 10 месяцам ребенок начинает понимать действия и соответствующие глаголы: дай, на, держи, похлопай, помаши ручкой. Первоначально ребенок усваивает эти глаголы в повелительном наклонении, позже возникает понимание названий указанных предметов. Большую роль в формировании понимания речи играет интонация взрослого. Часто причины недоразвития связаны с тем, что взрослые опережают действия ребенка, подносят нужный предмет, едва увидев устремленный на него взгляд или услышав характерный звук.

Дети с сенсорной дисфункцией имеют ряд общих внешних признаков, которые проявляются в раннем детском возрасте: хождение на цыпочках, обнюхивание людей и предметов, отсутствие зрительного контакта, излишняя брезгливость или наоборот желание играть с грязью, стойкие вкусовые предпочтения. Дети с тяжелыми нарушениями речи с самого рождения с трудом понимают речь. Ранними симптомами задержки речевого развития является отсутствие или небольшая активность гуления, однотипные вокализации. У детей с данной симптоматикой наблюдаются трудности грудного вскармливания, отказ от груди без уважительных причин, затрудненное пережевывание и глотание пищи в годовалом возрасте, повышенное слюноотделение. Часто у таких детей слегка приоткрыт рот, наблюдаются эхолалии – бесцельное повторение сказанных взрослым фраз, к 2 годам ребенок не может соединить два-три слова в осмысленную фразу. К 2 годам ребенок настолько не понимает обращенную речь, что не может выполнить простую инструкцию: покажи где, принеси, дай. Темп речи очень быстрый, ребенок проглатывает окончания слов, допускает грамматические ошибки, не выговаривает большинство согласных звуков. Среди обращающихся к специалистам детей есть и такие, у которых отсутствуют вышеперечисленные симптомы. При тщательном обследовании выясняется, что у них нарушена мотивация к речи, ребенок просто не хочет говорить. По той же причине он не хочет имитировать действия взрослого, вступать в совместную деятельность. Не функционируют или оказываются недоразвитыми зоны мозга, отвечающие за мотивацию.

Основной принцип метода сенсорной интеграции – развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: тактильных, обонятельных, проприорецептивных (ощущение положения отдельных частей собственного тела относительно друг друга в покое или в движении), вкусовых. Поэтому обстановка во время занятий с ребенком должна быть непринужденной, насыщенной различными цветовыми, аудио-эффектами, запахами. Предметы должны находиться в доступном для ребенка месте на уровне глаз. Основная цель работы с неговорящими детьми на первом этапе – вызвать желание ребенка к подражанию и активизацию речи в форме любых звуков. Основная задача на первом этапе – увеличить объем зрительного и слухового внимания через фиксацию на определенных предметах, звуках, запахах, прикосновениях.

Привлечь внимание можно как вербальным, так и невербальным способом. Например, ронять игрушки на глазах у малыша, прятать их под платок, задувать свечи разных цветов, месить тесто, катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду и т.п. Одним словом, взрослый для начала начинает играть сам с собой, всеми силами пытаясь заинтересовать ребенка. Общение должно происходить на максимально высоком эмоциональном уровне, с использованием различных интонаций, многократным повторением инструкций, выполнением самим взрослым бессловесных заданий. Развивающими предметами могут стать шишки, разноцветные пуговицы (под наблюдением взрослого), свечи, пульверизатор с водой, прищепки, кинестетический песок, ванночка с водой для переливания, акварельные краски, различные ароматные фрукты и овощи: апельсин, киви, лимон, яблоко, огурец, чеснок, лук (если у ребенка нет аллергической реакции на них) и т.п. Также приветствуются занятия с ребенком на свежем воздухе, с целью дополнительного насыщения кислородом, с использование природных материалов. Заниматься с ребенком лучше в определенные часы, продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка. С целью активизации внимания необходимо использовать постоянную смену деятельности, смену сенсорного материала, используя то су-джок, то пульверизатор с водой, то колючие шишки, то легкое перышко.

Родители! Помните, что необходимо с первых дней рождения ребенка позаботиться о его «сенсорной диете», то есть наполнить комнату необходимым количеством сенсорных стимулов, не перенасыщая и не заставляя ребенка «голодать». Различные звуки, приятные запахи, мягкие и твердые игрушки, красивый интерьер могут быть хорошим подспорьем для сенсорного развития малыша. Позже, когда ребенок начинает ползать, разрешите ему потрогать допустимые предметы, в том числе порвать обои, погрызть плинтус, измазать новую прихожую, рассыпать крупу или фасоль, постучать по новому косяку, поцарапать обивку дивана и т.п. От такого способа познания мира ребенок развивается соответственно возрасту, и в первую очередь, формируются его мотивация, мышление и речь.

Когда ребенок начинает ходить, разрешите ему манипуляции с такими предметами как вода, пусть он переливает ее из одной емкости в другую, акварельные краски, гуашь – пусть рисует на обоях, дверях, стенах, коврах. Обязательно замесите с ним тесто, раскатайте его, не беда, что он измажется с ног до головы в муке, зато потом будет хорошо учиться в школе. В игровой форме можно устроить даже искусственный дождь, брызгая из пульверизатора на раскрытый зонтик, пусть промокнет одежда, (которую можно высушить), зато ребенок получит прекрасное эмоциональное воспитание, визжа от восторга. Не стоит замыкать круг интересов двухлетнего ребенка на просмотре мультфильмов и игре на планшете. Этот род занятий не развивает те зоны мозга, которые отвечают за формирование речи, памяти и воображения. Уделяйте своему малышу больше времени.  Ведь важным условием для развития речи является постоянная совместная игровая деятельность, насыщенная сенсорными стимулами.

В нашем центре мы создаем условия для детей раннего возраста для их игр с сенсорными материалами:

С гуашью…

 

С тканью…

 

 

 

 

С резиночками для волос…

С пуговицами…

 

 С фасолью…

 

С прищепками…

С бусинами и макаронами…

Подготовила Панько И.В., логопед отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья КЦСОН «Веста».