Версия для слабовидящих

Воспитание детей первого года жизни

Занимательные домашние  игры для активизации речи у детей раннего возраста. Первый спектакль.

                             (1 год  -  1 год  6 месяцев)

    На первых порах предлагают знакомые объекты и характерные для них действия, например, внезапно появляется собачка, лает,  играет с педагогом выполняя его требования; потом получает кусочек сахару (как бы ловит его). Или: вдруг появляется медведь, он идёт медленно, переваливаясь с ноги на ногу, рычит, затем ест мёд. Взрослый игрушкой проделывает соответствующие движения, имитирует рычание медведя. Предметы из «чудесного мешочка» показывают несколько раз. Внезапное их появление и исчезновение не только радует малышей, но, главное вызывает у них речевые реакции.

 Начиная с 1 года 3 месяцев организуют занятия с показом нескольких предметов: игра типа «Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт?». Эти игры вызывают у детей разнообразные речевые и положительные эмоциональные реакции.

 Цель занятий. Активизировать понимание ребёнком речи, развивать ориентировку в окружающем и собственную речь малыша.

 Методические приёмы. Предметы, контрастные не только по внешним признакам, но действиям, помещают в «чудесный мешочек». Например, после весёлой куклы Ляли показывают медленно идущего медведя, за ним быстро прыгающего зайчика и др. Такая смена игрушек каждый раз вызывает новую ориентировочную реакцию. Занятия должны проходить эмоционально, очень живо. Не следует требовать ответов от детей.

  Взрослый  добивается от детей речевой реакции различными методическими приёмами. Это может быть и эмоциональный настрой до появления предмета, создаваемый с помощью вопроса «Кто там?», внезапным появлением предмета, его исчезновением. Если дети не называют предмет, это делает сам взрослый,  произнося несколько раз правильные и облегчённые слова «кукла»- «ляля». Пряча предмет, говорит: «Ай нет!», а показывая снова «Ай вот!»

 На первых  порах малыши подражают эмоциональным возгласам взрослого. Если же они не назвали предмет, показывают одновременно две разные игрушки и просят отыскать одну из них, взять в руки, т.е. побуждают ребёнка к пониманию речи. Затем прячет игрушки и из мешочка вынимает и показывает другие. Занятия усложняются за счёт того, что отбирают новые предметы и не только контрастные, но и близкие по своим внешним признакам. Например, белая пушистая собака и того же цвета зайчик, чёрный котёнок и такой же медвежонок. Так уточняют у детей восприятие предметов, учат выделять в них характерные признаки. Одновременно подбирают однородные игрушки, отличающие лишь внешне. Например, собачка маленькая, белая, пушистая и чёрная большая. Ребёнку предлагают найти ту или другую собачку на фоне белого зайчика или чёрного котёнка. выполняя задание, дети учатся обобщать однородные предметы в определённой ситуации.

  для детей достигших 1,5 года занятия с «чудесным мешочком» можно усложнить. Для этого предметы, вынутые из мешочка и названные детьми, расставляют в разных местах комнаты. Дети ставят их на горку, на окно, кладут, скажем, куклу на кровать, матрёшку ставят на полку. На таком занятии решается задача развития речи малышей  и ориентировке их в окружающей жизни.

 В этот же период детям можно показывать настольный кукольный театр, где перед ребёнком разыгрывают сюжеты не с одним, а с двумя-тремя действующими лицами, например «Даша и цыплёнок». На столе появляется кукла Даша, она зовёт цыплёнка, кормит его зерном. Он просит пить. Даша уходит, чтобы принести ему воды. Появляется злая кошка, она мяукает, хочет схватить цыплёнка. Взрослый воздействует на эмоциональную сферу малышей, побуждая их к активным действиям: они грозят кошке пальцем, не разрешают схватить цыплёнка, но кошка всё же не слушает их, унося цыплёнка. Приходит кукла Даша, спрашивает: «Где цыплёнок?». Дети правильно воспринимавшие содержание сюжета, отвечают, кто унёс цыплёнка. Отыскивание взрослым вместе с детьми цыплёнка и кошки, которых взрослый незаметно прячет, вызывает у малышей большую радость.

 Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащает деятельность детей, стимулирует их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию.

 

                                         Подготовила логопед Лозовая Г.Г.